суббота, 22 ноября 2014 г.

Валентин Распутин "Живи и помни"

Наверняка многие знаю, что с 2014-2015 учебного года ввели "Итоговое сочинение" для 11-ого класса. Именно из-за этого события я забросила чтение "Зова кукушки", и на полках одиноко стали скучать непрочитанные книги, а моё внимание захватила военная литература и "Отцы и дети". Одно из произведений, которое я дочитала буквально вчера, - повесть "Живи и помни" Валентина Распутина. Я хотела написать отзыв вчера, но подумала, что эмоции помешают мне дать максимально полезную оценку произведению. 

Как всегда, в начале отзыва я рассказываю историю моего знакомства с этой книгой. В этот раз история достаточно примитивная: наша учитель по литературе посоветовала нам прочитать эту повесть для подготовки к сочинению. Удивительным, однако, оказалось то, что я прочла её за 2 дня (это одна из тех книг, что способна ухватить моё внимание и не отпускать до полной усталости моих глаз от чтения). Читала в электронном варианте (и очень пожалела об этом), но возможности купить книгу у меня не было, так что это был единственный выход.

Если честно,  не люблю деревенскую прозу но в этот раз я "бежала" глазами по строкам и удивлялась тому, что мне невероятно нравится всё: пейзаж, диалоги героев, описания их чувств, размышлений и т.д. Описываемые события относятся к 1945 году, начиная с последней зимы перед окончанием Великой Отечественной войны. Андрей Гуськов - беглец с фронта, предатель (как по-моему) тайком возвращается в родную деревню, Атамановку, чтобы увидеться с женой - Настёной. Оставив беременную жену со страшной тайной на плечах, Андрей уходит жить от людей в лес, чтобы никто его не нашёл. Настёна, переправляется через реку к нему и зимой, и весной, и летом, чтобы передать ему еду и одежду. Она - удивительная женщина, которая без памяти любит, доверяет и беспрекословно слушается своего мужа, зная, что рискует своей жизнью. Заканчивается война. Но, похоже, Гуськов не решается идти и сдаваться людям...Повесть полна душевных переживаний Андрея и Настёны, читая которые сам начинаешь верить в то, что это происходит и с тобой. Невероятно точный образ русской женщины рисует Валентин Распутин, показывая все тяжести войны для "слабого" пола. Повествование наполнено риторическими вопросами, которые задает автор как себе, так и читателю, пытаясь показать, что могло бы быть иначе. В. Распутин не осуждает своего героя (а зря), он дает ему возможность исправиться, но...Андрей этого так и не делает, однако в его голове проскальзывают светлые мысли. Хотя нельзя сказать однозначно, что он не поменялся, ведь финал, с какой-то стороны, остаётся открытым: мы не узнаём дальнейшую судьбу Андрея, Настёниной подруги, её свёкра и свекрови да и многих других.

Я считаю, эту книгу следует прочитать каждому, в особенности старшеклассникам. Проблемы, поднимаемые в произведении, актуальны и сегодня: "Как остаться человеком? Как не потерять себя? Как не навредить другим? Стоит ли лгать? И для чего?" и многие другие. Важно знать о нелёгкой судьбе наших предков, о предательстве, об истинных ценностях, о человечности, важно "жить и помнить".

Комментариев нет:

Отправить комментарий