воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Мэтт Хейг. "Быть котом"

Буквально два дня назад написала отзыв на книгу Дэна Роэма "Бла-бла-бла или что делать, когда слова не работают", а затем взялась за новую, книга оказалась настолько лёгкой в чтении, что я "проглотила" её за несколько часов. История "встречи" этой книги со мной совершенно обычная: я зашла в книжный магазин за ластиком и решила пробежаться взглядом по полкам в отделе фантастики (я его просто обожаю!), эта книга стояла не как многие, на стеллажах, а сбоку стенда на специальной мини-полочке. Яркая обложка и довольно необычное и захватывающее название сразу заставили заострить моё внимание на ней, книге Мэтта Хейга "Быть котом". "Название названием, но содержание книги превыше всего" - подумала я и моментально открыла её, чтобы прочесть буквально первые строчки. И знаете что, автор просто очаровал меня своей манерой письма! Вот как начиналась первая глава:

      " Есть у меня одна тайна которую я вообще-то не должен вам рассказывать. Но я это сделаю, потому что не могу удержаться. Слушком уж она важная. Слишком прекрасная. Ладно, усядьтесь поудобнее, приготовьтесь, запаситесь на всякий случай шоколадом. Обнимите большую диванную подушку."

Совершенно неожиданное начало! Обычно книги начинаются примерно так: "На улице стоял декабрь, небо было затянуто тучами, а вдалеке виднелся туман, из-за которого невозможно было различить полосу горизонта..." или что-то в этом духе. А вот Мэтт Хейг решил отойти от этих стереотипов и с первых строк заинтересовать читателя.

Восхищённая и совершенно заинтригованная я побежала домой, так как с собой у меня не было денег на покупку этой книги. На следующий день я не могла дождаться конца уроков, чтобы пойти в тот же самый книжный и купить "моё сокровище", и вот наконец этот момент наступил. Я держала её в руках. Но в этот же самый день +Maria Sonina дала мне почитать "Визуально мышление" Дэна Роэма. Передо мной стоял выбор: прочитать книгу, которая "манила" меня своей тайной, или же другую - не менее важную. Нужно было помнить: "Быть котом" - это моя собственная книга и она никуда не денется, а вот "Визуальное мышление" принадлежит моему учителю по обществознанию, и её нужно вернуть как можно скорее. Выбор был очевиден. Так книга Мэтта Хейга была отложена на полку на неопределённый срок.

И вот, когда все дела сделаны, все "срочные" книги прочитаны, я взяла в руки красную обложку, запаслась мандаринами (шоколада дома не было) и с замиранием сердца открыла первую страницу. В магазине я не заметила, что книга была с возрастным ограничением 6+, сейчас многие скажут, что это слишком детская книга. Возможно, но когда я читала её, мои глаза блестели, то ли от любопытства, то ли от удовольствия. Не то, чтобы я была фанатом кошек, просто у меня дома живёт кот и мне интересно читать про этих пушистых домашних животных.

Помимо оригинального начала меня привлекло то, что автор писал свои ремарки, чаще всего шуточные, а также соединил несколько приёмов письма, включив в книгу главу о заметках главного героя. В общем, с моей точки зрения книга написана доступным языком (конечно, для детей от 6 лет), но самое интересное то, что ей мог заинтересоваться даже взрослый человек.

Барни Ив. Так зовут главного героя - двенадцатилетнего мальчика, которому постоянно не везло (это ещё мягко говоря). Его родители развелись, он перешёл в новую школу, в которой директор его ненавидела и ругала без всякой причины (например за то, что он чихнул во время урока), его папа пропал без вести, его задирали в школе другие мальчишки, а мама постоянно плакала по вечерам. Жизнь не из лёгких, да? И вот однажды он встречает кота, обыкновенного уличного кота: "Как бы я хотел быть тобой..." БАМ! И желание исполняется, на следующее утро он - кот. Дело в том, что по книге коты могут превращаться в людей и наоборот, но только если они загадают желание и поменяются местами, что и произошло с Барни.

Далее рассказывается о нелёгкой жизни котов. Мы с вами, наверняка, привыкли думать, что кошкам, да и вообще животным, живётся лучше, чем нам, но это отнюдь не так. Если подумать, то жизнь у них действительно очень сложная, особенно у тех, кто живёт на улице, о них некому позаботиться, некому покормить и защитить.

По началу я думала, что это будет весёлая книга со множеством шуток и забавных событий, но она оказалась в некоторых местах немного грустной, но зато очень поучительной. На простом примере кота и человека, на примере их взаимоотношений, автор выдвигает сразу две идеи: добро со злом и моральные ценности. Хотя нет...есть ещё и третья идея, но она звучит скорее как лозунг: будь осторожен со своими желаниями.

В наше время воспитаю ребёнка уделяется не так много времени, то родители работают, то отдыхают и, естественно, заниматься детьми нет особой охоты (конечно, я говорю не о всех современных родителях). Поэтому нужно как-то влиять на чадо с помощью других средств, но например каких? Телевизор - нет, вот в моём детстве ещё были хорошие передачи и мультфильмы, а теперь...даже говорить не хочется; интернет - тоже не подходит, остаются только книги. Но попробуй заставь детей читать! А тут такая книга, с шутками и фантастическим рассказом. Ребёнок непременно поверит всему тому, что написано, и начнёт делать выводы.

     "Я не кот. Я Барни Ив. И быть Барни Ивом - это хорошо. И не просто хорошо. Это отлично. Мне повезло, что я - это я. Просто я раньше этого не понимал."

Разве такие строчки не наталкивают на мысли, даже если учесть, что вы не читали книгу? Думаю, да, хотя мне трудно судить, я же прочла её :) В любом случае, это замечательная литература как для ребёнка, так и для взрослого человека. Если у вас проблемы и вы думаете: "Как здорово быть котом, они только лежат на диване и жуют кошачий корм." Хорошенько подумайте, может ваша жизнь не так плоха, как кажется на первый взгляд, ведь порой вещи не такие страшные, если включить свет. Попробуйте включить в своей голове свет, может это не чудовищная рутина с серыми буднями, а билет в хорошую жизнь! Просто путь к ней лежит через терновый кустарник ;).

Комментариев нет:

Отправить комментарий